Значительные изменения в налоговом законодательстве и практике, которые происходят в этом году и продолжатся в следующем, окажут заметное влияние на финансовые показатели всего бизнеса, включая IT-компании.
Вебинар «Налоговые риски для IT-компаний и методы, применяемые контролирующими органами для их выявления» состоялся 4 декабря 2025 г., где участники получили самую актуальную информацию о нововведениях в сфере налогообложения и советы, как избежать ошибок в новых условиях.
Организаторы экспертной онлайн встречи – «Институт проблем предпринимательства» (ИПП), «Аудиторская Компания «Институт Проблем Предпринимательства» (АК ИПП), Ассоциация «РУССОФТ», при поддержке интернет-портала TAdviser.
Эксперты группы компаний «Институт проблем предпринимательства» и представители налоговой службы, участвовавшие во встрече, весьма обстоятельно рассмотрели основные налоговые риски для IT-компаний, актуальные действующие подходы контролирующих органов к налоговым правонарушениям, их выявлению и сбору доказательной базы, проанализировали новые подходы к формированию бухгалтерской отчетности, затронули вопросы изменений трудового законодательства в сфере денежного поощрения, обсудили ответственность лиц, принимающих решения в организации.

В начале встречи с приветственным словом выступил директор ИПП Владимир Романовский. Он поблагодарил за помощь в проведении вебинара организаторов мероприятий Ассоциации «РУССОФТ», а также Межрайонную инспекцию № 11 по Ленинградской области Управления ФНС России за участие в данном проекте. В. Романовский подчеркнул, что ИПП практически 34 года на консалтинговом рынке, и специализируется в том числе на налогах и связанных с ними экспертных вопросах. Ведущим вебинара, докладчиком, соучастником выступлений и обсуждений выступила Ольга Гудзик, руководитель аудиторской практики АО «АК ИПП».
О том, как проходят выездные налоговые проверки, и кто под них подпадает достаточно подробно рассказал заместитель начальника межрайонной инспекции №11 по Ленинградской области Управления ФНС России (Центра компетенции по управлению долгом и контрольной работы) Николай Снопков. «За последнее десятилетие с целью уменьшения давления на бизнес выбор налогоплательщика для проверки происходит более взвешенно. Фактор внезапности исключен полностью, назначение проверки является крайней мерой. Налоговый контроль строится на принципах двусторонней ответственности, равенстве и справедливости в исполнении налоговых обязательств», - заявил спикер. По его словам, одним из ключевых инструментов для отбора налогоплательщика к проверке является Федеральный реестр потенциальных выгодоприобретателей (ФРПВ) - закрытый аналитический инструмент ФНС, выявляющий связи между участниками схем минимизации налогов. Проведение выездного контроля – это многоступенчатый процесс, и на каждом этапе выявления рисков осуществляется полное информирование налогоплательщика. Г-н Снопков подчеркнул, что совершение выездной налоговой проверки – это ответственность налогоплательщика, и призвал до этого не доводить.
Заместитель начальника межрайонной инспекции № 11 по Ленинградской области Управления ФНС России Екатерина Пушторская продолжила тему и пояснила, что такой контроль производится преимущественно за три календарных года деятельности налогоплательщика и охватывает все исчисляемые им налоги (или подлежащие исчислению). Подробно докладчик остановилась на пороговых значениях для квалификации налоговых преступлений на крупные и особо крупные в зависимости от размера уклонения.
С 2022 года материалы проведенных налоговыми органами проверок налогоплательщиков являются единственным поводом для возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов. «Согласно п.3 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан направить материалы, которые выступят поводом для уголовного преследования, в следственные органы, исключительно в случаях когда денежных средств в качестве единого налогового платежа недостаточно для исполнения в полном объеме налоговых обязанностей, возникших по результатам налоговой проверки, и со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки прошло 75 рабочих дней, еще 10 дней дополнительно дается налоговому органу на выявление таких обстоятельств и подготовку и направление материалов в следственные органы», - пояснила эксперт. Таким образом, у налогоплательщика есть практически 4 месяца, чтобы уплатить выявленную задолженность и налоговое преследование не начиналось.

Руководитель аудиторской практики АО «АК ИПП» Ольга Гудзик в своем выступлении разъяснила определяющие тренды в реформировании бухгалтерского учета и расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской и финансовой отчетности (ГИР БО). О. Гудзик отметила, что основные векторы госполитики в сфере бухучета (БУ) и финансовой отчетности до 2030 года утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2024 года № 3386-р и будут развиваться в двух направлениях. Первое – это развитие системы стандартов бухгалтерского учета: к 2030 году правительство планирует завершить принятие базового комплекта федеральных стандартов БУ. Уже приняты и вступили в действие стандарты «Капитальные вложения», «Основные средства», «Нематериальные активы», «Бухгалтерский учет аренды», «Запасы», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Инвентаризация», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Ожидается, что в базовый комплект войдут стандарты БУ «Доходы», «Расходы», «Некоммерческая деятельность», «Долговые затраты», «Финансовые инструменты», «Биологические активы», «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность».
Второе направление госполитики, обозначила г-жа Гудзик, – это расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО). Спикер привела данные, что на конец 2023 года, в ГИР БО была сосредоточена финансовая отчетность более 2 млн экономических субъектов – это 71% от общего количества юридических лиц, сведения о которых были включены в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2024 г.
В своем выступлении Ольга Гудзик обстоятельно рассмотрела ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», она исчерпывающе разъяснила такие понятия, как «раскрытие информации», «условия достоверности», «существенность» и «промежуточный отчетный период».

Консультант по налогам «АК ИПП» Илья Юшков содержательно рассказал о налоговых рисках, связанных с документированием выплат физическим лицам. Он напомнил, что с 2026 года у IТ-компаний увеличится нагрузка на фонд оплаты труда в связи с повышением льготных ставок по страховым взносам. «В такой ситуации может показаться, что привлекательная бизнес-модель – это та, при которой организация выводит часть сотрудников на самозанятость или ИП. Однако налоговая, как и другие контролирующие органы, расценивают это как подмену трудовых отношений», - отметил эксперт. Г-н Юшков подробно рассказал об инструментах контроля со стороны государства с целью противодействия подмене трудовых отношений (автоматизированной скрининговой системе МАРМ НПД, межведомственных комиссиях по нелегальной занятости, реестре недобросовестных работодателей), как они работают, и последствиях для включенных в эти системы.
Спикер обстоятельно объяснил, на что обращает внимание ФНС при рассмотрении рисков подмены трудовых отношений, в частности это ситуации, когда самозанятый работает постоянно с одним заказчиком или с узким кругом связанных компаний, доля дохода от одного заказчика составляет значительную часть в общем доходе самозанятого, в компании наблюдается резкое сокращение штатных сотрудников при одновременном росте числа договоров с самозанятыми и др. обстоятельства. Кроме того, сегодня налоговые органы производят сравнительный анализ доходов и расходов граждан, осуществляют проверку соответствия заявленных доходов фактическим расходам с использованием банковских счетов и других финансовых операций.
Другая часть вступления Ильи Юшкова была посвящена вопросу снятия моратория на проведение выездных налоговых проверок IT-компаний. Он прогнозирует увеличение выездного налогового контроля за прошедшие три года деятельности организации. Эксперт обратил внимание на то, что даже реальные сделки могут быть поставлены под сомнение при отсутствии полного комплекта подтверждающей документации или при ее некорректном оформлении. Г-н Юшков призвал уже сейчас этим вопросом обеспокоиться и обеспечить наличие всех подтверждающих документов и правильное документальное оформление всех совершаемых сделок. Еще одной рекомендацией эксперта стало предложение о необходимости привлечения квалифицированных специалистов на стадии первичного появления внимания контролирующих органов к организации.

Содержательный доклад о денежных поощрениях и правовых изменениях в вопросах премирования сотрудников представила заместитель генерального директора по кадровому администрированию «АК ИПП» Мария Мурзина. Спикер сообщила, что Постановление Конституционного Суда РФ №32-П от 15.06.2023 признало не соответствующими Конституции РФ часть вторую статьи 135 и часть первую статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, КС РФ указал о недопустимости произвольно устанавливать правила исчисления выплат, входящих в состав заработной платы; уменьшать размер зарплаты без учета количества и качества затраченного труда и иных объективных критериев; лишать работника, получившего дисциплинарное взыскание, премии на весь срок действия этого взыскания; снижать размер премиальных выплат так, чтобы это приводило к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%. С 1 сентября 2025 года указанные правовые позиции КС РФ были закреплены в ТК РФ: статья 135 ТК РФ дополнена третьей частью, которая устанавливает обязательные требования к системе премирования. Эти требования должны быть отражены в локальных нормативных актах организаций. По новым правилам работодатель обязан установить конкретные виды премий, выплачиваемых в организации, размеры премиальных выплат, сроки выплаты премий сотрудникам, прозрачные основания и условия выплаты премий.
Мария Мурзина подробно рассмотрела вопрос о денежных поощрениях, какие из них входят в состав заработной платы, какие нет, объяснила, какую ответственность несет работодатель за нарушение правил премирования, ознакомила с требованиями к документальному оформлению премирования, дала практические рекомендации участникам вебинара.

Дмитрий Лесовой, старший юрисконсульт ИПП, четко, с понятными примерами раскрыл тему ответственности руководителей организации, в том числе за нарушения в сфере налогообложения. Он пояснил, кто относится к органам управления организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. «Органы управления должны действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Если по вине указанных лиц общество получает убыток, то такие лица обязаны его возместить. В этом случае убытки возмещаются солидарно. Исключение составляют случаи, когда управленец голосовал либо против принятия решения, которое повлекло убытки, либо не принимал участие в голосовании», - отметил юрист. Однако это не все случаи, когда руководители могут быть привлечены к ответственности. В июле 2025 года ВС РФ утвердил Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам, связанным с применением ст. 53.1 ГК РФ, в котором собраны иные случаи привлечения руководителей к гражданско-правовой ответственности.
Отдельно Д. Лесовой остановился на вопросах уголовной ответственности руководителей в сфере налогообложения, которая возникает в случаях уклонения от уплаты налогов организацией, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия имущества от налогового взыскания. К субсидиарной ответственности может быть привлечен довольно широкий круг лиц: руководитель, главный бухгалтер, контролирующее должника лицо и другие лица. Кроме того, подчеркнул юрист, к субсидиарной ответственности могут привлечь не только тех, кто вел активную деятельность за 3 года до начала процедуры банкротства, но и за 7 лет в случаях, если динамика развития предприятия в тот момент начала приобретать отрицательный вектор, и будущий банкрот стал терять активы.

Спикерам в ходе мероприятия поступило большое количество вопросов от участников. На ряд из них спикеры ответили в прямом эфире, оставшаяся часть ответов на вопросы будет освещена на сайте АК ИПП. Участники вебинара благодарили экспертов за профессиональное разъяснение заявленных тем, подчеркнули высокий класс консультантов ИПП и АК ИПП. Выделили как отличную ведущую встречи Ольгу Гудзик.
По результатам слушатели признали, что получили много полезной и актуальной информации и интересовались, когда будут проведены следующие вебинары по данной тематике. Желающие смогли присоединиться к экспертной встрече от спикеров АК ИПП и ИПП 8 декабря на тему «Сложные вопросы применения федеральных стандартов бухгалтерского учета» и к вебинару Ильи Юшкова 12 декабря «Самое актуальное о налогах, налогоплательщиках и контролирующих органах».
Фото: ИПП