«Деловой Петербург» № 132 (6188) от 01.12.2025. «И вас закодируют: чем обернётся идея замены ИНН и ОГРН на единый идентификатор»

 

Илья Юшков, налогового консультанта «АК ИПП»

Вышла публикация в «Деловом Петербурге» с мнением Ильи Юшкова, консультанта по налогам «АК ИПП».

 

Отказ от ИНН и ОГРН может обойтись бизнесу в десятки миллионов рублей

К 2030 году бизнесу, скорее всего, придётся перейти на единый код, который должен заменить основные ИНН, ОГРН и ряд дополнительных. Эксперты оценивают затраты крупных компаний в десятки миллионов рублей.

Рабочая комиссия в составе представителей из Минфина, ФНС, Минэкономразвития, Минтруда, Соцфонда, Минцифры и Росфинмониторинга должна предоставить правительству РФ доклад о целесообразности перехода не позднее января 2027–го.

 

Равнение на мировой опыт

Предполагается внедрение нового единого идентификатора для юридических лиц, который сможет заменить существующие: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и единый регистрационный номер страхователя (ЕРНС). О конкретных сроках проведения реформы пока ничего не известно. Но в контексте того, что переход на новую кодификацию входит в дорожную карту Национальной модели целевых условий ведения бизнеса, разработанной до 2030 года, можно предположить, что именно к этой дате весь бизнес должен будет заменить свои данные в регистрационных документах, печатях, доверенностях и договорах.

Примечательно, что у индивидуальных предпринимателей ИНН совпадает с собственным ИНН как физлица, — этот момент пока не уточнён. Кроме того, к 1 января 2029 года должен завершиться эксперимент с самозанятыми: ходят разговоры, что их и ИП будут как–то совмещать.

Впервые о Национальной модели заявил министр экономического развития России Максим Решетников в рамках Восточного экономического форума в начале сентября. Тогда он подчеркнул, что она объединяет более 40 показателей и около 250 мероприятий, сгруппированных в 11 "дорожных карт". В их числе — решение вопросов, которые копились годами, таких как реформа банкротства, а также новые задачи: внедрение альтернативных механизмов разрешения споров, сокращение сроков технологического присоединения к сетям и снижение издержек компаний на уплату налогов.

Сложившаяся система двойной идентификации (ИНН — для достижения налоговых целей, ОГРН — для решения регистрационных действий юрлиц в едином государственном реестре) приводит к возникновению ошибок, бюрократических барьеров, сложностям в создании единой системы учёта и контроля, большой административной нагрузке особенно для крупных организаций. Прежде всего — при перерегистрации компании в другие регионы, открытии филиалов и обособленных подразделений. Поэтому, по мнению большинства экспертов, любая унификация должна упростить процессы учёта и сопровождения процессов и организаций, создания единого информационного пространства. В теории единый идентификатор позволит упростить взаимодействие бизнеса с госорганами власти и управления. Будет унифицирована система учёта, упрощён контроль и мониторинг. В долгосрочной перспективе могут снизиться издержки. На поверхностный взгляд идея соответствует мировым трендам цифровизации госуправления.

"Сама идея замены ОГРН, ИНН и ЕРНС на единый идентификатор с точки зрения удобства очень привлекательна, ведь в перспективе она поспособствует уменьшению отчётности и упрощению взаимодействия с государственными органами и иными организациями, в том числе и с банками, — рассуждает консультант по налогам АК ИПП Илья Юшков. — При этом можно сказать уже сейчас, что данная реформа обойдётся в копеечку и бизнесу, и особенно самому государству".

По его оценке, организациям необходимо будет заменить реквизиты на сайтах, в контрактах, рекламных вывесках. Также огромный пласт затрат на замену реквизитов и поиска по ним стоит ожидать информационным ресурсам, таким как СПАРК, "Контур.Фокус", "СКРИН–Контрагент", и другим аналогичным сервисам.

 

Проблемы с бизнес–процессами

Бизнес привык оплачивать любые инициативы государства: то принудительный переход на ЭЦП, то обязательные нотариальные удостоверения изменений в структуре владения. Время накопить излишки, чтобы оплатить переход на новую кодификацию, пока ещё есть, тем более что о реформе государство заявило заблаговременно.

 

Илья Юшков, налоговый консультант АО «АК ИПП»

 

"Затраты связаны с адаптацией бухгалтерских и информационных систем, переоформлением договоров и контрактов, изменением уставов и внутренних нормативных актов, обновлением реквизитов на бланках и другого, — перечисляет заведующий кафедрой бизнес–информатики Президентской академии в Петербурге Владимир Наумов. — Объём зависит от размеров организации. По оценкам интеллектуальных ассистентов, единовременные расходы микробизнеса составят до 100 тыс. рублей, а при допущении умеренно сложного сценария трансформации для малого, среднего и крупного бизнеса достигнут 500 тыс., 3 млн и 50 млн рублей соответственно".

Данная оценка предполагает обеспечение государством переходного периода, поддержку процессов трансформации, в том числе предоставление API–приложений для конвертации, бесплатное обновление государственных информационных систем. Эксперт советует ориентироваться на опыт подобного перехода в Европе и создания единой системы идентификации LEI (Legal Entity Identifier). «Подобная реформа началась еще в конце 2000-х годов после финансового кризиса. Процесс начался с создания инфраструктуры в течение более чем 2 лет, - говорит Владимир Наумов. – Была создана глобальная система централизованного управления кодами в мире. Затем был период обеспечения регуляторики и период переходи и адаптации. Полный переход н новую систему занял примерно 10-12 лет с совокупными затратами около 3-5 млрд евро».

По словам эксперта, несмотря на предположительно логичное решение, переход на единый идентификатор приводит к высоким рискам. ИНН и ОГРН представляют собой первичные ключи в базах данных. Их изменение потребует изменения существующих схем данных, структуры, добавления новых полей. Такие ключи используются в бухгалтерских программах в ERP–системах, CRM информационных системах, интеграции с госсистемами. Возникнет необходимость создания новых баз данных для соответствия старых и новой системы идентификации.

Видимо, появится дефицит в данных до тех пор, пока в новых базах не накопится значительный объём информации. Пока новые базы не будут заполнены, возможны задержки в предоставлении необходимой информации. Существуют проблемы и готовности инфраструктуры к преобразованиям.

"Наибольшую работу предстоит выполнить именно госорганам. Программа АИС Налог–3, которую используют в своей работе ФНС, имеет множество сервисов для поиска информации об учредителях и руководителях, имуществе, недвижимости, транспорте, о сотрудниках, уплате НДФЛ, страховых взносов, налоговых декларациях, ЕНС, банковских выписках и множество иных сервисов, которые разделены между собой, ведь у сотрудников разных отделов разные обязанности и, следовательно, разные допуски к используемым в работе сервисам, — рассуждает Илья Юшков. — Помимо АИС Налог–3 есть и иные базы данных, например Федеральный информационный ресурс (ФИР), и в них тоже придётся не только вносить изменения в реквизитах каждого налогоплательщика, но и изменять поисковую систему так, чтобы по этим реквизитам можно было получить результат. Как видно, работа предстоит колоссальная. И это только в рамках одного госоргана, а менять придётся и в остальных органах".

По его словам, замена ИНН, ОГРН и ЕРНС на единый идентификатор потребует значительных материальных и временных затрат, так что стоит ожидать достаточно продолжительного "переходного" периода, когда будут одновременно действовать и новый идентификационный код, и ему предшествующие. И этот период однозначно не будет простым — вероятна путаница в реквизитах, что может негативно повлиять на такие бизнес–процессы, как заключение контрактов, участие в тендерах и банковских операциях.

 

«Деловой Петербург» № 132 (6188) от 01.12.2025
Евгений Петров