На что обратить внимание при составлении отчетности

Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства; Ольга Гудзик, зам. генерального директора АО «АК ИПП»Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства; Ольга Гудзик, зам. генерального директора АО «АК ИПП»

20 февраля в Ленинградской областной торгово-промышленной палате прошло заседание Комитета по финансовой деятельности, аудиту, консалтингу и привлечению инвестиций, посвященное налоговой реформе 2024 года и вопросам составления отчетности. В числе спикеров заседания выступили заместитель генерального директора «АК ИПП» Ольга Гудзик и контролер качества компании Алёна Клёнина.

Встречу открыл председатель комитета, председатель Совета ЛОТПП Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства, который во вступительном слове поздравил коллег с днем рождения компании ИПП, дата совпала с днем заседания. В 2025 исполнилось 33 года, как Институт проблем предпринимательства работает на рынке консалтинговых услуг.

Ольга Гудзик, сомодератор дискуссии, приветствуя участников, определила цель встречи – доступно рассказать о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке отчетности за 2024 год, осветить тему новой налоговой реформы, а также показать, какую помощь предприниматель может запросить у консультантов по вопросам подготовки отчетности.

Ольга Гудзик, зам. генерального директора АО «АК ИПП»; Дмитрий Лесовой, старший юрисконсульт «ИПП»Ольга Гудзик, зам. генерального директора АО «АК ИПП»; Дмитрий Лесовой, старший юрисконсульт «ИПП»

Свое выступление г-жа Гудзик посвятила обзору налоговой реформы 2024 года. «Мы видим тенденции, которые происходят и в текущем законодательстве, и в общении налогового инспектора с налогоплательщиком. Они подводят нас к мысли, что государство заинтересовано в развитии промышленности и росте числа налогоплательщиков», – отметила спикер.

Эксперт обратила внимание на документ «Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года», который практически определяет будущее аудиторской профессии и бухгалтерского учета в РФ. По словам О. Гудзик, сейчас необходимо рассматривать отчетность как основной инструмент, по которому компанию оценивают внешние пользователи. Согласно планам правительства, к 2030 году должен быть принят полный комплект федеральных стандартов бухгалтерского учета, что, по мнению эксперта, позволит более качественно и широко представлять информацию о компании.

Другое направление государственной политики – это расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИРБО). С 2020 года все организации обязаны предоставлять отчетность в этот реестр. В ГИРБО содержатся сведения не только о бухгалтерской отчетности организаций, но и аудиторские заключения о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

Г-жа Гудзик считает, что в результате принятых государством мер качество бухгалтерской отчетности должно вырасти. Отчетность – это не только инструмент общения с налоговыми инспекторами, но и способ общения с потенциальными инвесторами, метод, который позволяет государству управлять экономическими процессами, вырабатывать мероприятия по поддержке бизнеса.

Алёна Клёнина, контролер качества «АК ИПП»; Евгений Гуляев, руководитель департамента консалтинга «ИПП»Алёна Клёнина, контролер качества «АК ИПП»; Евгений Гуляев, руководитель департамента консалтинга «ИПП»

Продолжила тему отчетности контролер качества «АК ИПП» Алёна Клёнина. По ее словам, бухгалтерский отчет каждое явление, событие, факт жизни компании раскладывает на числа. Эти числа составляют картину жизнедеятельности компании, которую можно предоставить инвестору, будущему собственнику, банку, государству (в случае получения субсидий). Важнейшие критерии отчетности – правдивость и достоверность, один из инструментов их достижения – аудит.

Аудитор рассматривает отчетность в соответствии со стандартами, их сегодня множество. Характерной чертой национальных стандартов бухгалтерского учета эксперт назвала их гибкость. Обязательной частью отчетности стали текстовые и табличные пояснения.

Алёна Клёнина, контролер качества «АК ИПП»; Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства; Ольга Гудзик, зам. генерального директора АО «АК ИПП»; Дмитрий Лесовой, старший юрисконсульт «ИПП»; Евгений Гуляев, руководитель департамента консалтинга «ИПП»

В качестве образца, как с помощью отчетности грамотно подать информацию о компании, раскрыть текущую ситуацию, г-жа Клёнина привела пример из практики. Средняя компания, которая начала деятельность лишь в ноябре 2023 года, показала убыток. В этой ситуации эксперт предлагает акцентировать внимание на том, что это начало жизни компании и вся деятельность связана с расширением производства. Национальные стандарты учета позволяют подать информацию соответствующим образом и избежать претензий со стороны регулятора.

В ходе встречи были рассмотрены и другие вопросы, касающиеся налогов и отчетности: повышение налоговой нагрузки и налоговые меры стимулирования, как получить вычет по НДС и избежать рисов и негативных последствий, как по финансовой отчетности можно составить представление о компании. На эти темы в своих выступлениях рассуждали заместитель председателя Комитета по финансовой деятельности, аудиту, консалтингу и привлечению инвестиций ЛОТПП, партнер, руководитель практики в Санкт-Петербурге «Б1» Александр Чижов, старший юрисконсульт ИПП Дмитрий Лесовой и руководитель департамента консалтинга ИПП Евгений Гуляев.

В завершение заседания Ольга Гудзик подчеркнула готовность консультантов помочь предпринимателям разобраться во всем многообразии информации о налогообложении и финансовой отчетности. Закончилась встреча личным общением участников, обменом контактами и мнениями.