Трансфертное ценообразование: Часть 2. Контролируемые сделки

В рамках контроля ценообразования между взаимозависимыми лицами Налоговым кодексом установлено определение контролируемых сделок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие:

  1. совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
    • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
    • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  2. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (согласно пункту 5 данной нормы к таким товарам относятся: нефть и товары, выработанные из нефти; черные и цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни);
  3. сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенная в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенной в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Пунктом 3 статьи 105.14 НК РФ установлено пороговое значение, при превышении которого сделка признается контролируемой:

  • сделки, предусмотренные п.1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.
  • сделки, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Также, п. 7 ст. 105.14 НК РФ установлено, что сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п.1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.

Таким образом, если контрагент юридического лица, зарегистрированного на территории РФ, зарегистрирован в Специальном административном районе Макао (Аомынь) на территории КНР, сделки с ним будут признаваться контролируемыми, если доход от них будет превышать 60 млн руб. за соответствующий календарный год.

Следует отметить, что статьей 105.14 НК РФ предусмотрены пороговые значения для признания сделок контролируемыми – как для внутрироссийских, так и для сделок приравненных к ним, в частности, сделок с оффшорными компаниями.

Для внешнеэкономических сделок с взаимозависимыми компаниями предельных величин не предусмотрено, соответственно, можно сделать вывод, что такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним за календарный год.

В соответствии положениями статьи 105.16 НК РФ налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы о совершенных контролируемых сделках.

Сведения о них указываются в уведомлениях, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены названные сделки. Плательщики налогов, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета именно в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Ответственность за непредставление уведомления о контролируемых сделках предусмотрена статьей 129.4 НК РФ и составляет 5 000 рублей.

Вывод:

Сделки с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми с учетом следующих параметров:

  • с резидентами РФ, при доходе от сделки свыше 1 млрд рублей;
  • с нерезидентами РФ, все сделки, независимо от величины дохода;
  • сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах, при доходе от сделки свыше 60 млн рублей.

О наличии у организации контролируемых сделок необходимо уведомлять налоговые органы.

При этом в случае, если цены товаров (работ, услуг) по указанным сделкам соответствуют рыночным, налоговых рисков как таковых не возникает.

При значительном отклонении цен от рыночных, если это привело к занижению налоговой базы подлежащих уплате налогов, налогооблагаемая база может быть скорректирована контролирующими органами. В таком случае, организации будут доначислены налоги, пени, возможно привлечение к налоговой ответственности.

Для пересчета налоговой базы при проведении налогового контроля Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие методы (ст. 105.7 НК РФ):

  • сопоставимых рыночных цен;
  • цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.

На практике приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако при невозможности прибегнуть к данному методу, налоговиками применяются остальные, вдобавок допускается использование двух разных методов единовременно.

В целях обеспечения минимизации налоговых рисков организациям целесообразно разработать регламент проверки всех сделок с взаимозависимыми лицами (как с резидентами РФ, так и внешнеэкономических) на их соответствие рынку на соответствующие товары (работы, услуги). При тестировании целесообразно применять методы, установленные статьей 105.7 НК РФ.

Если при проверке будет выявлено несоответствие рыночной цене (например, слишком низкая трансфертная цена), в целях минимизации налоговых рисков целесообразно разработать экономическое обоснование применяемой цены (например, предусмотреть своего рода общий регламент предоставления скидок или льгот, обусловленных существенными для коммерческой деятельности условиями – объемами приобретаемых товаров, работ, услуг; предоплата и др. А также отчет по каждой конкретной сделке, содержащий экономическое обоснование цены).

При этом проверку и экономическое обоснование целесообразно оформлять на момент совершение сделки, а не по завершении календарного года в силу следующего:

Статьей 105.15 НК РФ установлен перечень документов, которые должны быть представлены в целях налогового контроля.

Так, согласно пункту 1 указанной нормы, налогоплательщик по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

  1. о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:
    • перечень лиц (с указанием государств и территорий, чьими налоговыми резидентами они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;
    • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;
  2. в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 настоящего Кодекса, следующие сведения:
    • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
    • указание на используемые источники информации;
    • расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода для выбора сопоставимых сделок;
    • сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;
    • сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);
    • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);
    • произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса (в случае их осуществления).

Наличие у организации установленного регламента и соответствующего отчета, содержащего сведения, указанные в пункте 1 статьи 105.15 НК РФ и своевременное предоставление такой информации контролирующим органам по их требованию, в случае необходимости (доначисления налогов) может освободить организацию от предусмотренного статьей 129.3 НК РФ штрафа.

Так, согласно пункту 2 статьи 129.3 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности по настоящей статье, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 настоящего Кодекса, или в соответствии с порядком по соглашению о ценообразовании для целей налогообложения.

Также по всем контролируемым сделкам необходимо формировать соответствующую документацию и своевременно направлять в налоговые органы, что позволит избежать штрафов.

Источник: АК ИПП