Владимир Романовский: "Термина МСФО еще нет в законодательстве"

Полному переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) мешает отсутствие как законодательной базы, так и простого понимания их необходимости.

Так считает Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства.

- Одни говорят, что внедрять надо, другие твердят, что международные стандарты в России не будут работать никогда. Кто прав?

- Правы и те и другие. Если чей-то бизнес сводится к торговле арбузами с фуры без кассового аппарата, то я полагаю, что такому предпринимательству международные стандарты отчетности не нужны. Нет в МСФО необходимости и для совхоза, который все хозяйственные решения получает от поселкового райкома КПСС. Заинтересованность в МСФО рождается вместе со стремлением предприятия развиваться, в том числе и в географическом смысле слова, а также выходить на международные рынки капитала. Современные тенденции бизнеса требуют от компаний конкурентных преимуществ, которые как минимум заключаются в наличие современных структур менеджмента и систем управления экономикой предприятия. Таким образом, в первую очередь МСФО необходимы лидирующим компаниям.

- Каким образом государство регулирует переход компаний на международные стандарты?

- Банковская сфера, как один из наиболее важных общественно значимых институтов, была переведена на МСФО в соответствии с директивами Центробанка с 1 января 2004 г. В отношении реального сектора движение осложнено отсутствием на сегодняшний день законодательного регулирования в области МСФО. Так, например, сам термин МСФО еще никак не фигурирует в федеральном законодательстве.

- Может ли это быть связано с тем, что государство само сомневается в целесообразности введения международных стандартов на неподготовленную почву российского бизнеса?

- Государство сомневается не в этом. Его сомнения сосредоточены уже не в необходимости принятия МСФО, а в области конкретных технологий, с помощью которых МСФО могут быть перенесены на российскую почву. Сложность состоит в том, что международные стандарты разрабатываются иностранной некоммерческой организацией — Комитетом по МСФО в Великобритании, и Госдума при голосовании по закону "О консолидированной отчетности" опасается потери Россией своей стратегической независимости. Комитет по МСФО не финансируется Россией, среди его членов также нет ни одного представителя нашей страны. Кроме этого, по-прежнему не решен вопрос официального перевода МСФО на русский язык и их своевременного обновления.

- Какова практическая значимость ведения отчетности по международным стандартам?

- Во-первых, компания, имеющая соответствующую отчетность, попадает в число избранных, которые при соблюдении прочих условий могут рассчитывать на иностранные инвестиции. Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, трансформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В-третьих, на российском рынке действует большое количество дочерних компаний с иностранными инвестициями, которым трансформированная финансовая отчетность необходима для включения в консолидированную отчетность материнских компаний.

- Не думаете ли Вы, что налоговая инспекция может очень сильно заинтересоваться бизнесом после того, как будет предоставлена "прозрачная" отчетность по МСФО?

- Во-первых, сбор налогов регулируется налоговым законодательством, правила которого отличаются от МСФО. А во-вторых, в принятом во втором чтении Госдумой законе "О консолидированной финансовой отчетности" прямо указано, что налоговая инспекция не может использовать данные консолидированной финансовой отчетности для целей сбора налогов.

Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства: "Заинтересованность в МСФО рождается вместе со стремлением предприятия развиваться".

Источник:
Деловой Петербург
№213 от 15.11.2005