На этой неделе в ряде центральных изданий прошла новость о том, что две крупнейшие российские аудиторские компании «Юникон/МС» и «Росэкспертиза» обратились с призывом к другим игрокам рынка не участвовать в рейтингах аудиторских компаний по итогам первого полугодия 2002 г., которые готовят газета «Известия» и журнал «Эксперт». Вызвана столь активная агитация против рейтингов якобы нечестными методами, которыми пользуются компании при рейтинговании. Свое мнение по поводу участия в рейтингах высказал Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства.
«Мы никогда раньше не участвовали в полугодовых рейтингах, что всегда оборачивалось для нас определенными PR-издержками. И я согласен со своими коллегами, которые говорят о том, что рейтинг – это прежде всего реклама для компании. Поэтому в этом году мы подали документы для рейтинга. Ничего нового, что заставило бы отказаться от участия, с нашей точки зрения, в системе рейтингования не произошло. Что касается определенных методологических изъянов, о которых говорят «Юникон/МС» и «Росэкспертиза», то они существовали всегда. И об этом мы вместе с компанией «МКД» и «Балт-Аудит-Эксперт» говорили публично в газете «Известия». Каждый может прочитать этот номер за 16 апреля 2002 года. В статье «Как стать первым в рейтинге» мы называли конкретные примеры и методы, которыми пользуются некоторые компании для завышения своих финансовых показателей. Кстати, в использовании нечестных методов были замечены преимущественно московские компании.
Тот факт, что именно сейчас, когда многие компании уже подали документы на участие в рейтинге, «Юникон/МС» и «Росэкспертиза» вдруг начали говорить о фальсификации документов, об «…авантюризме, который проявляют некоторые компании, участвующие в рейтингах», о «лжеобъединениях аудиторских фирм» вызывает недоумение. Неужели многоуважаемые коллеги не замечали этого раньше? Я лично сомневаюсь, что они были столь слепы до последнего момента. Но даже, если предположить, что волшебное прозрение произошло именно сейчас, действительно ли раздувание скандала вокруг полугодовых рейтингов – решение проблемы? Самым эффективным методом борьбы против нарушений профессиональной этики на рынке является постоянная методичная работа профессиональных сообществ».