Петербург хотят вписать в эксперимент

Городской парламент предлагает автоматизировать систему налогообложения для местных предпринимателей

Депутаты городского Законодательного собрания предлагают добавить Санкт-Петербург в перечень регионов, участвующих в эксперименте по внедрению автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН). Система, созданная для индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, позволяет бизнесу не сдавать отчетность в налоговые органы и не платить взносы в страховые фонды. Однако налоговая ставка при АУСН на 2% больше, чем при обычной «упрощенке». Повышенная ставка, по мнению экспертов, может оттолкнуть бизнес от перехода на новую систему, но при этом снижение административной нагрузки способно заинтересовать начинающий бизнес.

Авторы инициативы — депутаты от фракции «Единая Россия» — предлагают внести изменения в федеральный закон № 17 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"», принятый в феврале 2022 года. Согласно его нынешней редакции, эксперимент проходит с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Участвовать в программе могут ИП и организации, количество работников которых не превышает пять человек, а годовой доход — 60 млн рублей. Совмещать АУСН одновременно с другими налоговыми режимами нельзя.

Система освобождает бизнес от подачи отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды: ФНС сама начисляет налоги на основе данных контрольно-кассовой техники и операций по счетам в уполномоченных банках. Предприниматели не платят пенсионные, медицинские и социальные страховые взносы: эти платежи берет на себя государство. На «плечах» бизнеса остаются взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Их сумма фиксированная, в 2024 году она составляет 2434 рубля. На фоне снижения уровня бюрократии и страховых отчислений налоговая ставка по сравнению с УСН увеличивается на 2%. По схеме «доходы» она составляет 8% вместо 6%, по схеме «доходы минус расходы» — 20% вместо 18%.

Депутаты петербургского ЗакСа предлагают с 1 июля 2024 года распространить эксперимент на Петербург. В пояснительной записке авторы идеи аргументируют желание включить город в перечень регионов-участников «высокой значимостью проведения эксперимента и необходимостью поддержки малого бизнеса в условиях экономических санкций со стороны недружественных иностранных государств в отношении России». «Мы надеемся, что нас услышат в Госдуме. Запросы от отдельного бизнеса на подключение к автоматизированной УСН есть, но кто-то еще сомневается», — заявил один из авторов инициативы депутат Михаил Барышников.

На пленарном заседании 13 марта депутат Денис Четырбок рассказал, что законопроект к следующему чтению будет скорректирован: авторы предложат включить в эксперимент Ленинградскую область. Депутат от парламентской фракции «Справедливая Россия — За правду» Андрей Алескеров задался вопросом, сколько желающих присоединиться к АУСН. «Количество желающих я вам сейчас не скажу. В пилотных регионах более 10 тыс. предпринимателей перешли на автоматизированную систему», — ответил господин Четырбок. По его словам, наибольшей популярностью режим пользуется среди предприятий, занятых в сфере услуг.

ЗакС в первом чтении поддержал идею единогласно. После одобрения инициативы в окончательном чтении законопроект отправят в Государственную думу. Это не первая попытка местных депутатов включить Петербург в список участников эксперимента. Об этом парламентарии говорили еще до принятия федерального закона и даже получали одобрение центра. Предполагалась, что система заработает с 2023 года, однако никакие изменения в 17-ФЗ так и не были внесены. В феврале 2023 года в правительстве России заявили, что готовы рассмотреть заявки других регионов о запуске там АУСН.

Перешедшие на новую систему организации «платят рублем» за снижение административной нагрузки, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «На текущий момент оценивать перспективы активного интереса по переходу на АУСН сложно, так как не весь микробизнес подходит под эти критерии, а кто-то и вовсе не имеет доверия к автоматизированным системам. Помимо этого, повышенная ставка налога на 2% в обоих случаях может выступить отталкивающим критерием», — указывает эксперт.

По мнению управляющего партнера юридической компании 4R Group Михаила Бойцова, однозначно говорить о привлекательности АУСН из-за повышенной налоговой нагрузки нельзя. «Экономия складывается из отсутствия страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, которые составляют 30% от единой предельной величины базы для исчисления на каждого сотрудника (единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов в 2024 году — 2,225 млн рублей). То есть чем больше зарплаты у сотрудников организации или ИП, тем выгоднее может оказаться новый налоговый режим», — объясняет юрист.

«Из опрошенных нами предпринимателей никто однозначно не высказался за переход на АУСН. Мы опрашивали только организации со стажем работы более пяти лет. Возможно, система, в которой все отчетные процессы перекладываются на плечи налогового органа, будет наиболее интересна тем, кто только начинает свой бизнес», — комментирует заместитель генерального директора АО «Аудиторская Компания Институт Проблем Предпринимательства» Ольга Гудзик.

Надежда Ярмула
Kommersant.ru, 13.03.2024